mimoid (mimoid) wrote in ru_silent_movie,
mimoid
mimoid
ru_silent_movie

другая сторона дореволюционного кино

Привожу некоторые выдержки из справочника "Операторы и режиссеры русского игрового кино 1897-1921", касающиеся проявлений жанрового и эксплуатационного кино.


Сначала - про нескольких любопытных людей.

Колоритнейший персонаж - Е.А. Петров-Краевский, сыгравший заглавную роль Стеньки Разина в "Понизовой вольнице". Был "одним из последних бродячих провинциальных трагиков\Играл он по старинке, яростно жестикулируя, потрясая гривой, вращая белками глаз <...>".
Человеком был, судя по воспоминаниям современников, пошлым и циничным, кинорежиссером был бездарным. Снимал сенсационалистские "уголовно-приключенческие кинодрамы", "криминальные драмы", "злободневные драмы" с захватывающими сюжетами для Дранкова. Постановку его называли плохой, фильмы относили к "категории кинематографического "сора"".
"Он\относился к этому делу цинично, брал сценарий себе "на ночь", на следующее утро уже снимал фильм, на сценариста смотрел как на человека, который в случае нужды должен титром поправить неудавшийся или испорченный эпизод".
Однажды сказал "юной актрисе Художественного театра, впервые снимавшейся в кино\ Вы, милочка, наденьте платьице с вырезом. Зритель декольте любит, понимать надо\актриса почти с ужасом смотрела на этого хмельного, угрюмого человека в поддевке".

Гарри (Фельдман) М.А. (годы рождения и смерти неизвестны) - про этого человека вообще надо все цитировать, но лень. Вот кое-что:
"Дебют в режиссуре - драма-гиньоль "Девять пальцев" (11.3.1913 <...>), где муж, подозревающий жену в неверности, заставляет ее под гипнозом задушить своих детей".
"В 1914-17 работал в Петрограде, поставил "жуткую кинодраму" "Роковое, или Обольщенная" (7.10, отмечен вульгарный сюжет, т-во "Вита"), бульварную драму о преступлениях сумасшедшего врача "Рукою безумца, или Гордиев узел" (5.10, обе 1914, 1200 м), приключенческую кинодраму по рассказу М.Кузмина "Первая лампочка" под названием "Погубленный страстью предатель" (1.2.1915, 900 м, обе пр-во А.Хохловкина), которую В.Вишневский назвал вульгарной. Б. Лихачев сообщает, что М.Г. работал "главным режиссером у А. Хохловкина. Выпущенные т-вом\ пять фильмов\представляют собой любопытный набор жанров - от глупейшего фарса до заумного мистицизма, едва ли понятного самой режиссуре"."
Журнал "Проектор" в апреле 1917 года "сообщал, что "Лицо, именовавшее себя корнетом Гарри", арестовано военной властью в штабе округа. Был одет "в форму одного из кавказских полков". В сообщении также говорится, что М.Г. и раньше пользовался "подозрительной репутацией\субъект этот - некий Фельдман, сын сосланного в каторгу за подделку фальшивомонетчика\последний год особенно сильно циркулировали слухи о службе Гарри в охранном отделении, и поэтому многие фирмы сторонились его". В следующем номере сообщалось, что Гарри опроверг возведенные на него обвинения и был освобожден.

Прелюбопытный персонаж М.М. Бонч-Томашевский, "антрепренер, критик, режиссер", был одержим "желанием поднять в России кабаретное движение", был увлечен "примитивом, лубком, балаганом". Совершил своего рода хождение в народ: поступил в балаганные артисты, ездил с представлениями по деревням и селам, итогом чего стал театр "Трагический балаган", в котором, впрочем, был поставлен всего один спектакль - "Царь Максемьян". По воспоминаниям современников, был хорошо известен в Москве, "считался режиссером-новатором в театре", "но в кино он работал небрежно". В частности, снимал для Дранкова пикантные фарсы и пошловатые комедии. Похоже, был гиперактивным эксплуатационщиком-многостаночником, например, в 1916-м году поставил 33 фильма.
Заинтересовал "приключенческий фильм из цирковой жизни/криминальный кинороман "Потомок дьявола" (23.I.1917, <...> Т/Д Д.Харитонов), поставленный М.Б<онч>-Т<омашевским> по своему сценарию: "Картина поставлена на заграничный манер/с целым отрядом сыщиков и неуловимым "мстителем"/с цирком, слонами, бешено летящими автомобилями, в которых герои дерутся не на живот, а на смерть. В картине нет ясности, выпуклости, выразительности/Обилие надписей повествовательного характера делают ее/киноиллюстрацией неведомого детективного романа/Режиссер мало заботился об актерах, не оттенил первыми планами значительных переживаний\"."

К американизму тяготел С. Веселовский. Его фильм "Женщина-сатана" (14.5.1915) - "трюковой приключенческий фильм из цирковой жизни", В.Вишневский называл его "интересной попыткой создания на русской почве американского приключенческого фильма".
"Приключенческая драма" "Беженцы" (16.2.1916) была снята Веселовским для студии Либкена. О фильме вспоминал А.Бек-Назаров: "Сценария фильма "Беженцы" не существовало\ Точно так же не было и репетиций. Режиссер\перед каждой съемкой в двух словах объяснял актеру, что тот должен изображать. Остальное было делом актерской импровизации\\режиссер\тут же, на ходу выдумыва[л] для меня специальные трюки".
В одном из отзывов на фильм можно прочесть: "В постановке Веселовского по-прежнему находим присущее ему стремление к "американизму". <...> необходимо отметить ту добросовестность, с какой артисты исполняют "американские" требования режиссера: тузят друг друга, падают в люки, ползают полуодетые по снегу и т.д."

Большой интерес представляет вопрос о фильмах ужасов в дореволюционном кино. Снимали или не снимали такое? Описания некоторых фильмов обнадеживают, но проверить подозрения, к сожалению, нельзя, поскольку фильмы не сохранились. Всевозможные "оккультные" и "мистические" драмы, коих было немало, вполне могли быть предтечами хоррора.
"Загробная скиталица" (6.8.1915, реж. В.К. Туржанский). "В\кино-пьесе со смелым неведением смешаны\средневековые легенды о вампирах и одержимых - с индийскими верованиями в переселение душ\Эта стародавняя чертовщина модернизирована введением современного медиума и спиритического сеанса, со столоверчением\Надо отдать справедливость актрисе, игравшей женщину-вампира\кровожадным минам и сладострастным потягиваниям она несомненно старательно училась в зоологическом саду, наблюдая тигров и леопардов во время кормления их сырым мясом\О постановке и говорить не хочется: она так же наивна, как и самый сюжет". Главную роль исполняла, между прочим, Ольга Бакланова, похоже, ее всегда тянуло к жутким историям.

А.П. Пантелеев в 1915 поставил "авантюрно-приключенческий фильм "Дерево смерти, или Кровожадная Сусанна" о борьбе английских офицеров со шпионом/доктором ботаники".
По мнению С.Гинзбурга, несмотря на то, что фильм "побил\все рекорды нелепости\Главным аттракционом\фильма было дерево-вампир - сложное бутафорское сооружение с гибкими резиновыми шлангами, изображавшими ветви\Пантелеев гордился этим деревом\".

Вот еще несколько фильмов с заманчивыми названиями:
"В лапах профессора-афериста" (1915, реж. Печковский А.)
"Антихрист" (28.4.1915, реж. Э. Пухальский) - "фантастическая драма", поставленная студией "Люцифер".
"Исчадие ада" (10.5.1916, реж. Орлицкий Б.А.) - "мистическая "жуткая" драма" с запутанным сюжетом. Б.Лихачев о ней отозвался резко отрицательно и уподобил "творениям Дранкова".
"Шкап смерти" (1914, реж. Брянский А.А., художник - Бауэр, продюсер - Дранков)
Вот, кстати, описание в сети (в справочнике оно отсутствует): "Уголовная драма. Зина, дочь акробата, прячет в железном ящике своего возлюбленного. Но потом не может его освободить, и он погибает. Фильм не сохранился."
Некто Е. Брайген "в 1917 у Либкена поставил разбойничью "кошмарную драму из русской жизни" "Аввакум-кровопийца" (2 серии), которую В.Вишневский назвал халтурной и псевдонародной"

Кинопоэма\любовная драма\по сюжету романа Анны Мар "Женщина на кресте" "Оскорбленная Венера" (17.12.1916, Русская золотая серия) "В.Вишневский назвал нелепой. Отзыв рецензента <...> краток и взволнован: "Снова картина из цикла "Хвала безумию" - по "безумию" превосходящая все предыдущие\ Странные люди живут в кинопьесах этого цикла: сплошь клиенты из клиники для душевно больных\ Любят они как-то нелепо, большой любовью\ неизвестно для чего гибнут\Вся картина полна каких-то недомолвок\каких-то нездоровых намеков на еще более нездоровые чувства\". В данном случае экспрессивный отзыв может быть более впечатляющим, чем сам фильм, но все равно интересно.

Замечательный пример халтуры смутного времени, по-видимому, поздний образец крайстплотейшна (ежели таковой жанр немого кино все же разумно вычленять).
"Царь иудейский" (10.5.1918, реж. Беляков (И.И.?)) - ""Инсценировка" одноименной пьесы К.Романова: "монтаж" отрывков из различных заграничных фильмов, засъемки нескольких произведений станковой живописи (<...>) и примитивных киноинсценировок, произведенных в ателье\На второй же день после выпуска фильм был запрещен\Кинокомитетом Наркомпроса РСФСР как грубейшая макулатура".

Ну и пример крупнобюджетной ерунды, бессмысленного блокбастера (впрочем, вновь лишь на основе экспрессивного отзыва):
А.Талдыкин (в 1913?) выписал из Италии "дорогого режиссера Ченчи" (о котором ничего достоверно не известно, возможно, это на самом деле Людвиг Черни) для съемок картины "Покорение Кавказа". Вот, что вспоминал Б.Михин: "Снарядили грандиозную кспедицию на Кавказ. Масса статистов, операторов. Пригласили специально итальянского режиссера Ченчи, который знал Кавказ, как настоящий кавказец, [а] по-русски умел только ругаться\\получилась страшная вампука (люди махали шашками, сталкивались лбами, бестолково перебегали с места на место)\[но] картина, подогретая искусно колоссальной рекламой, имела большой успех\."
Tags: Российская Империя
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments